Полезно знать

1. Правомерность начисления платы за жилищные услуги (вывоз бытовых отходов, уборки прилежащих к многоквартирному дому территорий) с квадратного метра, а не с человека.

Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

  • плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

  • взнос на капитальный ремонт;

  • плату за коммунальные услуги.

В соответствии с частью 4 указанной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В указанный перечень не входит плата за сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, уборку прилежащих к  многоквартирному дому территорий.

Сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, уборка и санитарно-гигиеническая очистка  помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, является составной частью деятельности по содержанию общего имущества, принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2 статьи 39 Жилищного кодекса), которая пропорциональна размеру общей площади помещения собственника (часть 1 статьи 37 Жилищного кодекса).

В связи с вышеизложенным, изменение схемы расчета за вывоз твердых бытовых отходов и уборку прилежащих к  многоквартирному дому территорий исходя из количества проживающих человек действующим законодательством не предусмотрено.

2. Размер платы за водоснабжение, предоставленное на общедомовые нужды при наличии общедомовых приборов учета.

В соответствии с Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354

«О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» при расчете платы за коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения: в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета всем потребителям (и в помещениях с индивидуальными приборами учета (ИПУ) и в помещениях без ИПУ) подлежит начислению плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды (ОДН), в соответствии с п. 44, 45, 46, 47 вышеуказанных Правил пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.

При наличии общедомовых приборов учета в многоквартирном доме из общего объема воды вычитается расход холодной (горячей) воды, определенный по квартирным приборам учета, затем вычитается объем холодной (горячей) воды по нормативам потребления для граждан, чьи квартиры не оборудованы приборами учета. Далее, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, оставшийся объем воды (на общие нужды дома) распределяется пропорционально доле каждой квартиры в общей площади многоквартирного дома.

Ежемесячно управляющая компания снимает показания общедомовых счётчиков, считает сумму всех поквартирных счётчиков, в квартирах, где счётчиков нет – подсчитывают объём воды по количеству прописанных граждан по нормативу. Разница и считается показателем общедомовых нужд по воде, который делится между жильцами пропорционально занимаемой площади.

3. Установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив  или иной специализированный потребительский кооператив.

В силу части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Собственники помещений в многоквартирном доме,  по истечении одного года после принятия решения органами местного самоуправления  по установлению размера платы за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения выступить инициатором  собрания собственников  по вопросу расчета и установления  размера платы за содержание  и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме согласно п.7  ст.156 ЖК РФ.

4. Перерасчет размера платы потребителю за предоставленную в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, коммунальную услугу.

В соответствие с ч.2 ст.153 Жилищного кодекса РФ собственник обязан вносить плату за коммунальные услуги с момента приобретения права собственности. В соответствие с ч.11 ст.155 Жилищного кодекса РФ неиспользование помещения не является основанием для невнесения платы за коммунальные услуги.

В соответствии с  Правилами  предоставления коммунальных услуг

собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением  Правительства РФ  от 6 мая 2011 г. N 354 « О предоставлении коммунальных услуг с собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» (далее – Правила), при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений.

Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с настоящими Правилами и вправе применить предусмотренные частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги.

Кроме того, с принятием Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ (в ред. от 02 июля 2013 года) "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,  до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов индивидуальными приборами учета используемой воды.